Использование сюжетно – ролевых игр как средство

 развития речи детей дошкольного возраста.

                                                                   «Игра – это серьезная форма обучения»

                                                                                         Н.К.Крупская

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Игра – один  из главнейших видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Речь- одна из важных линий развития ребенка, и также является одной из центральных, важнейших психологических функций, «зеркалом» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний. Речь - это средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи, так как она является основным средством общения людей между собой.  Благодаря умению разговаривать ребенок, входя в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь  помогает понять друг  друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Именно речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Ведь чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Именно в дошкольном возрасте необходимо уделять большое внимание игровой деятельности, содействовать ребенку в играх, обучать им.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Малыш открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Речь детей развивается в единстве с формированием его мышления. В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется речь.

Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. У детей формируется интерес  к игре, желание участвовать в ней, ставить и реализовывать свои цели.

Сюжетно – ролевая игра – это сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально – контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи.

Сюжетно – ролевая игра дает ребенку возможность ориентироваться в реальных, жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели, помогает становлению речи.

Сюжетно – ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности речевого  развития.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития  речи. Ребенок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить свои действия, выразить свои мысли и чувства.

 И  родителям, и педагогам небходимо проявлять интерес к играм детей, если необходимо, руководить игрой или направлять в нужное русло и в процессе вышеперечисленных методов и приемов упражнять и совершенствовать язык и речь детей.