Прежде чем приступить непосредственно к рекомендациям по музыкальному воспитанию  малышей, хочу поделиться некоторыми мыслями о роли семьи в эстетическом развитии ребёнка.

В первые годы жизни ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развивать его эстетические чувства, интерес к богатству и красоте того, что его окружает. Основы эстетического воспитания закладываются в семье. Поэтому надо как можно лучше и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству и тем самым вы передаёте ему частицу вашего вдохновения.

А когда у малыша есть брат или сестра, эстетические формы совместного досуга (чтение сказок, слушание музыки, постановка кукольного спектакля) могут стать одной из действенных форм укрепления семьи.

В результате общения с музыкой ребёнку передаются её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ней развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. В этом и состоит первая и основная задача музыкального воспитания ребёнка любого возраста.

И ещё. В последнее время потеряна такая традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором или по одному. Мы мало поём и танцуем дома. Может быть, молодые родители задумаются о возрождении семейных традиций и положат начало в форме первых исполнений собственному ребёнку. Думаю, что первые ростки становления музыкальной культуры в семье в немалой степени облагородят внутрисемейные отношения.

Невозможно повысить общую музыкальность детей без слушания музыки - важного вида музыкальной деятельности детей. Оно взаимосвязано с развитием сенсорных способностей. Крайне важно умение ребёнка слушать, вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать её направление и характер, узнавать знакомую музыку по особому ритмическому или тембровому звучанию. Есть специальные упражнения для овладения детьми сенсорным опытом, иначе говоря- музыкальным слухом. Эти задания рассчитаны, прежде всего, на различение высоты звука, воспитание чувства ритма, различение звуков по тембру и силе звучания.

Выбор песен для слушания музыки достаточно велик. Назову некоторые  песни . которые музыкальные руководители используют в своей работе нечасто, но практика работы показывает, что малыши с удовольствием слушают их:

  • «Зима проходит» П. Чайковского;
  • «Про котю» М. Красева;
  • «Синичка» М. Красева;
  • «Белочка» М. Красева;
  • «Барабанщик» М. Красева;
  • «Пастушок» А. Филиппенко;
  • «Листики» А. Филиппенко;
  • народные песни «Спи, Яничек»;
  • «Туки-туки»;
  • «Кукушка».

Для знакомства с новой песней используйте игрушку, тот образ, о котором поётся в ней. Рассмотрите игрушку вместе с ребёнком или обыграйте её неожиданное появление (детям это очень нравится), расскажите о содержании песни, покажите, как двигается и ведёт себя персонаж.

Ясно пропевайте слова, следите за выразительностью музыкальных фраз. Иногда ребёнок может прослушать ваше пение и не издать не единого звука. И, только после занятия  он начнёт повторять ваши интонации уже в своих играх. Подойдите к ребёнку, похвалите его и попробуйте ещё раз спеть песенку, но уже с его помощью.

Не забывайте, что детей надо учить играя. Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребёнок играл в младенчестве. Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котёнка и щенка, мишку, зайчика, птичку и, конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов, особенно детских, ограничений нет. Это могут быть металлофон, бубен, барабан, дудочка, треугольник.

Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, а главное, эмоциональное чистое пение, исполнение танцевальных движений обязательно вызовут у ребёнка удовольствие и радость. Именно тогда у него появятся необходимая свобода, желание последовать вашему примеру. Внимание будет зависеть от того, насколько вы его заинтересуете, увлечёте ребёнка своими действиями.

Хочу предложить вашему вниманию один из этапов слушания музыки, а, именно рассказ, иллюстрируемый музыкой, который можно использовать родителями:

Рассказ «Дождик»
(музыкальное сопровождение может звучать с использованием металлофона, колокольчика, треугольника)


- Послушай, Наташенька, как капает дождик. Капельки маленькие .
А сейчас – большие капли. Всё быстрее и быстрее капают… Сильный, большой дождик! Ой, сколько воды! Ручейки побежали. Послушайте!( на металлофоне исполняется гамма в нисходящем движении несколько раз).
- И опять дождь. Скажите, это какой дождик?
Родитель играет мелодию «маленьких капель», затем вновь можно повторить вопрос: « Большой дождик или маленький?».
Детям постарше можно предложить самим «изобразить» на металлофоне большой или маленький дождик.

Рассказ «Дождь»
(музыкальное сопровождение может звучать с использованием металлофона, колокольчика, треугольника)


-Послушай! Дождик начинается, капают капельки (на металлофоне издаются нечастые звуки). А вот уже сильный дождь! (издаются  частые отрывистые звуки).
Гром загремел! (звучание барабана) И опять пошёл сильный дождь(издаются  частые отрывистые звуки).А мы сидим и слушаем, как дождь кончается. Вот он уже маленький… Только капельки! (на металлофоне издаются нечастые звуки)
Рассказ надо слушать после майских гроз, в конце мая или летом.

Рассказ «Весёлый мишка»
(музыкальное сопровождение может звучать с использованием металлофона, детского пианино)


- В лесу тихо, слышно только, как птичка кукушка поёт свою песенку (пропеть  и простучать (проиграть) звуки (нисходящая терция (верхние звуки)).
Вот и кукушка перестала петь, увидала мишку. Мишка - веселый, стал плясать. Послушай как! (нисходящая терция (нижние звуки)).
Кукушке понравилось, как мишка пляшет, и она захотела запеть свою любимую песенку. (нисходящая терция (верхние звуки)).

Итак, дорогие папы и мамы, вы получили некоторые рекомендации и основные ориентиры, как надо строить процесс музыкального воспитания ваших детей. Наряду с этим вы совершенствуете собственные музыкальные способности и наполняете новым, совершенно особенным смыслом существование всех членов вашей семьи.
Учите детей слушать музыку, вызывая у них желание петь, танцевать, играть.
Если музыка войдёт в ваш дом, жизнь в нём станет светлее и радостнее. Тем самым вы приблизите своего ребёнка к истокам творчества, к пониманию красоты в музыке. Быть может, природа одарила ваше дитя способностями, о которых вы и не догадывались.

Л. Рослякова, музыкальный руководитель.