Умение общаться
Умение общаться, высказывать свои мысли - фундамент для дальнейшего успешного овладения знаниями и умениями. Недостаточное развитие речи может стать препятствием для обучения и социальной адаптации.
Задачи развития речи детей:
- развитие связной речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие лексической стороны речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие образной речи;
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие эмоциональной стороны речи;
- развитие связной речи.
Успешное решение этих задач зависит от многих условий (речевой среды, познавательной активности и личностных особенностей ребёнка). Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить,объяснить, ответить), выслушивать собеседника.
Связанность речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Освоить повествовательную речь поможет пересказ литературных произведений. Рассказ должен быть прочитан несколько раз для уяснения его основной мысли, логической и причинной связи его подробностей.
Используйте при обучении пересказу:
- направляющие вопросы;
- подсказывающие вопросы;
- цепь прямых вопросов;
- поисковые вопросы и вопросы указания;
- пересказ по частям;
- пересказ по ролям, если в произведении есть диалог;
- инсценировку текста с использованием игрушек, силуэтов;
- показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения;
- пересказ отдельного фрагмента текста, нескольких фрагментов и текста в целом.
Очень полезны речевые игры с элементами познавательного общения (например, парные и разрезные картинки, разные виды лото). Показывайте ребёнку сюжетные картинки и попросите описать то, что видит, а затем придумать продолжение истории или, наоборот, придумать начало истории, видя на картинке её финал. Перемешайте сюжетные картинки и попросите ребёнка разложить их в правильной последовательности и составить рассказ.