Умение общаться

  Умение общаться, высказывать свои мысли - фундамент для дальнейшего успешного овладения знаниями и умениями. Недостаточное развитие речи может стать препятствием для обучения и социальной адаптации.        

  Задачи развития речи детей:             

  • развитие связной речи;
  • воспитание звуковой культуры речи;
  • развитие лексической стороны речи;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие образной речи;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие эмоциональной стороны речи;
  • развитие связной речи.

  Успешное решение этих задач зависит от многих условий (речевой среды, познавательной активности и личностных особенностей ребёнка). Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить,объяснить, ответить), выслушивать собеседника.                  

 Связанность речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Освоить повествовательную речь поможет пересказ литературных произведений. Рассказ должен быть прочитан несколько раз  для уяснения его основной мысли, логической и причинной связи его подробностей.

  Используйте при обучении пересказу:

  • направляющие вопросы;
  • подсказывающие вопросы;
  • цепь прямых вопросов;
  • поисковые вопросы и вопросы указания;
  • пересказ по частям;            
  • пересказ по ролям, если в произведении есть диалог;     
  • инсценировку текста с использованием игрушек, силуэтов;    
  • показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения;      
  • пересказ отдельного фрагмента текста, нескольких фрагментов и текста в целом.       

   Очень полезны речевые игры с элементами познавательного общения (например, парные и разрезные картинки, разные виды лото). Показывайте ребёнку сюжетные картинки и попросите описать то, что видит, а затем придумать продолжение истории или, наоборот, придумать начало истории, видя на картинке её финал. Перемешайте сюжетные  картинки и попросите ребёнка разложить их в правильной последовательности и составить рассказ.